Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более
действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка
противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой
и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже
хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама
говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это
неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей
не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно,
лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного
сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но
вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или
попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали,
то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам,
можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать,
вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете
предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете
предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить,
почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он
услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует
положительно.
|