Мама, которая целый день находится рядом со своим
ребенком или держит его на руках, дает ему полную возможность для развития
его характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие
чувств.
Однако малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с
мамой, но и с папой, братьями и сестрами или с другими детьми. Это
стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность,
желание быть первым.
Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование
по социальным контактам среди детенышей обезьян и влиянию этих контактов на
умственное и социальное развитие.
В первом опыте доктор Харлоу поместил детеныша обезьяны в клетку, закрытую со
всех сторон деревянными досками, внутри которой была только бутылочка с
молоком. Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка,
находящаяся какое-то время в изоляции. Когда через 3 месяца ее пустили в
группу обезьян, она сначала чувствовала себя неуверенно, но уже через неделю
оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором опыте обезьянку
держали в изоляции шесть месяцев. Когда ее пустили в группу, она пряталась в
углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьянками. В третьем
опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в
состоянии играть даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в
клетку поместили несколько обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну,
которая не была, у бедняжки произошел нервный срыв от одиночества.
Коэффициент умственного развития у этих обезьян был гораздо ниже, чем у тех,
которые выросли в нормальных условиях.
Невольно можно провести аналогию с человеческими
детенышами и прийти к выводу, что малыш, лишенный общения, вырастает отсталым
по уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с
другом. И это не может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было
бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться
вместе.
|